История

I. Краткая характеристика села.


Село Ансалта расположено в 11 км к Западу от районного центра Ботлих. Село граничит на севере и западе с Чечней, на юге и юго-западе- с селами Шодрода, Беледи, на востоке - с селом Рахата. Село расположено на берегу речки Ансалтинка.

Село делится на несколько авалов: Гъоркьияб росу, ТIасияб росу, ЛъагIрулъ, ТIасияб лъагIрулъ, ХъахI-авал, БайичIо, Бачал рачунеб гoxI, ХIанапил авал, БолъончIкIкIал, ХIусулалъ, ГьоцIиб, Бакъдиб, Мутазул рахъ, ТIалъарагIал, Чайиколо.

Название села «Ансалта» произошло от слова «ансаб» или «анса», что на языках андийского, ботлихского, чамалинского диалекта означает «тепло» или «теплое» место.

Современное село основано приблизительно в IX-X веках.

Население села делится на тухумы. Наиболее древними считаются следующие тухумы: ХIусенилал, ЦIиркъилал, Бакълъулал, ГIарабилал.

 

 

II. Краткая история основания села

 

На северном склоне, который именуется «Бакъдиб» и в районе Хъарчукь» в начале нашей эры проживали оседлые племена, которые занимались земледелием, скотоводством и садоводством.

 

Об этом свидетельствуют находки (захоронения, останки), найденные при реконструкции колхозного сада и строительстве автодороги в «Хъарчукь». По неизвестной причине эти племена покинули это место. В течение нескольких веков здесь никто не проживал. Место обросло кустарниками, дикими плодовыми деревьями.

 

Об основании села Ансалта существует следующее предание:

 

Вдоль речки Ансалтинка шла тропа, по этой тропе за солью в село Кванхидатль ходили жители селений, расположенных в горах, на территории современной Чечни. Однажды по этой тропе в Кванхидатль отправились два брата ХIусен и ЦIиркъ из села ГIарчI, что расположено на территории современной Чечни (недалеко от Итум-калы). В тот период здесь проживали аварцы. Соответственно  язык братьев был аварским.  Они шли и любовались окружающей природой. Им очень понравились здешние места. Действительно, было чем любоваться. Северный склон был покрыт плодовыми деревьями и высокой травой, западный склон был покрыт смешанным лесом. На южной стороне от речки территория была покрыта лесом и кустарником.

С запада на юг протекала небольшая речка. Они любовались природой, и каждый из них думал; а что если вместе с семьей переехать  сюда на постоянное жительство. Ведь здесь были все условия для легкой жизни и ведения хозяйства. До соли добираться было близко, дров и сена на зиму можно заготовить впрок. Кроме того, зимой скот можно выгонять, ведь климат здесь более мягкий. Эти мысли не покидали их. Но, сохранив их для себя, они пошли дальше. Купив  соль в Кванхидатли, они возвращались домой. Ночь настала их в пути. На ночлег они остановились на небольшом холме, который именуется «ЦIаналъ ГохI». Обычно те, кто ходили за солью, останавливались здесь. Снова те же мысли закрались в душу братьев. С этими мыслями они уснули. Утром братья проговорились и высказали свои мнения. Оба брата решили обосноваться на этом месте.

С такими мыслями оба брата отправились домой. Как задумали, так и поступили братья.

На следующий год они со своим скотом спустились с гор и на берегу речки построили домик и загон для скота. Привезли на новое место свои семьи. Потом каждая семья построила крепкое жилье, сарай для скота. Затем к ним присоединились и их родственники. Жили они хорошо. Единственное, что их беспокоило, было то, что иногда шодродинцы угоняли у них телят. Место,  откуда они угоняли телят,  впоследствии получило название «Бачал рачунеб гохI».

Через несколько лет у них гостил один человек из Бакълъуда. Существуют версия о том, как он оказался в этих краях. Рассказывают, что в те времена была сильная засуха. В течение почти семи лет жители  Бакълъуда из-за засухи собирали очень скудный урожай. Не хватало хлеба,  жители голодали и в поиске пищи были вынуждены покинуть село. Одни занялись мелкой торговлей, другие переселялись на новые места. Один из них оказался в наших краях.  С разрешения братьев он остановился у них. А затем попросил разрешения поселиться здесь вместе с семьей. Братья разрешили ему переселиться, дополнительная сила им не мешала. Ведь их часто притесняли шодродинцы, которые угоняли у них скот. Получив разрешение, он вместе со своей семьей и  родственниками переехал жить на это новое место. Постепенно село начало расти. Жители села начали очищать территорию от кустарников и деревьев. От этих первых жителей в селе зародились три тухума: ХIусенилал, ЦIиркъилал, Бакълъулал.

 

В период распространения ислама в Дагестане здесь обосновалась семья арабов. От них ведет свой счет и четвертый тухум - ГIарабилал.

 

Господствующим языком является аварский язык. К XIV веку население села приняло ислам. В селе расположена святыня шейха Инуса. Рассказывают, что он был сельским пастухом и добросовестно выполнял свою работу. В религиозном отношении тоже он не выделялся.  Вел тихий, спокойный образ жизни. За честность, доброту души и хорошую работу сельчане уважали его, но никак не знали о его божественном даре. О том, что Инус имеет дар шейха, в селе долго не знали. Один случай помог жителям села узнать в нем такой дар.

 

По преданию в конце XV века была сильная засуха. Высохла трава, начался падеж скота, урожай был очень скудным. Почти все жители села днем и ночью собирались на берегу речки у мельницы и просили аллаха дождя. Так продолжалось несколько дней, а дождя все не было. Надежда людей таяла. И вот в такой момент из толпы встал Инус. Он поднял руки вверх и громко произнес: «Аллагьу Акбар!» и начал читать молитву. Люди упали на колени и совершали земные поклоны.

 

И вдруг случилось чудо. В ясный солнечный день небо заволокли черные тучи, подул сильный ветер, прогремел гром, сверкнула молния и на землю посыпались крупные капли дождя. Люди от радости не прятались от дождя, а наоборот подставляли лица. С этого дня люди начали почитать шейха Инуса.  На этом месте сельчане установили древко с зеленым знаменем. В последующем прохожие бросали камушки к подножию знамени, и на этом месте выросла небольшая горка камушек. Умер шейх Инус в 800 году Хиджры (около 1420-1422гг) и похоронен на сельском кладбище.

 

На сельском кладбище находится его зиярат, куда приходят паломники из разных селений района, республики и Чечни.

 

III Занятия населения, традиции и общественная жизнь села в XV-XIX веках.

Основными занятиями жителей села были скотоводство, садоводство,земледелие. Разводили овец, коз, коров, лошадей, кур. Выращивали абрикосы, яблони, груши, сливу, вишню.

Из зерновых сеяли рожь, ячмень, пшеницу, кукурузу, бобовые. Землю обрабатывали деревянным плугом с железным наконечником. Тяглой силой служили быки, лошади и ослы. Использовались мотыга, серп. Вместо бороны применяли пучок хвороста.

 Сельскохозяйственные работы начинались по всему селу одновременно. Традиционными стали праздники «Первой борозды», «Начало сенокоса».

Праздник «Первой борозды» обычно проводился в начале весны. Жители села приносили продукты питания по своим возможностям – кто, сколько мог:  хлеб, сыр, мясо, фрукты, зерно. Все это складывалось в общую кучу. Читая молитвы, во главе с имамом мечети, старейшинами, жители села отправлялись на место проведения первой борозды. Право проведения первой борозды предоставляли самому уважаемому человеку в селе, обычно имаму мечети, а затем по очереди таким же уважаемым людям села. Остальные закидывали пахарей и быков комочками снега, что должно было привести к благоприятным погодным условиям для хорошего урожая. После этого проводились спортивные состязания: бег, прыжки, национальная борьба, метание камня, бои быков, петухов, скачки коней. Победителей награждали круглыми бубликами. В дальнейшем право на проведение праздника «Первой борозды» начали брать на себя более зажиточные семьи или отдельные граждане. Этот обычай сохранялся в селе вплоть до 30-х годов XXвека. При советской власти он был запрещен, как пережиток прошлого. Эта традиция заново начала возрождаться с 90х годов XX века.

 Традиционно начинался и период сенокоса. Он начинался с раздачи милостыни - «нилъ бахъун садакъа». Жители села в июле собирали все, что могли: хлеб, зерно, мясо, сыр. После чтения молитвы и употребления пищи один из уважаемых проводил косой или серпом первую полосу на траве. Только после этого жители села могли начать сезон сенокоса. Традиционными стали так называемые «гваи», когда юноши и девушки группами выходили на работу, помогая друг другу, возили навоз на поля, очищали кукурузу, убирали урожай с полей. Все эти мероприятия сопровождались музыкой, песнопением, танцами.

Традиционными стали и мусульманские праздники «Уразабайрам» и «Курбанбайрам». В жаркие летние дни среди молодежи традиционным было и прошение дождя. Одного из юношей снаряжали в «одежду» из трав. Называли его «ЦIадул хIама» (дождевой осел). Его, в сопровождении юношей и девушек, водили по селу и пели «зикр».

Жители села обливали этот хоровод водой, давали «садакъа» (хлеб, сыр и т.д.).  В конце этого ритуала юношу бросали в воду, а затем все собирались у мельницы и кушали собранные продукты.

С особым почетом проходили в селе свадьбы. Для руководства свадьбой выбирали тамаду. Назначали его помощников. Жених находился у друга. С музыкой, песнями отправлялись за невестой. Здесь уже были готовы к их приему. Звучала музыка, ели, танцевали, а затем с невестой они возвращались в дом жениха. Невесту приводили на коне, а если жила по соседству, то приводили пешком. Вся эта процессия сопровождалась музыкой. После этого продолжались танцы, песнопение у жениха. Невесту уводили в отведенное для них помещение, где она сидела у стены, прикрыв лицо платком.  Там же готовили стол невесты и подарки: кисеты, носовые платочки, различные кушанья. Подруги невесты приглашали жениха и его друзей в комнату невесты. Здесь друзья жениха и невесты шутили друг с другом, соревновались в острословии. Поздно вечером тамада закрывал свадьбу. На следующий день родители и родственники жениха приглашали к себе родителей и родственников невесты. На третий день родители и родственники невесты приглашали к себе родителей и родственников жениха. Таким способом скрепляли дружбу между родственниками жениха и невесты. На третий день подруги невесты водили невесту к роднику за водой. Парни останавливали их, требовали подарки, шутили.  После этого родители невесты приглашали молодых к себе.

Рождение сына было большой радостью в семье, ведь рождался продолжатель рода. Его рождение оповещалось стрельбой из ружей. Хозяин должен был отпраздновать этот случай, т.е. обмывать сына. Проведением мавлида давали имя сыну, обычно это имена родителей мужа или жены. Так сохраняли родовые, тухумные имена. Эти традиции с незначительными изменениями сохранились и в настоящее время.

Село Ансалта было основано позднее, чем соседние села Тандо и Шодрода. Поэтому пахотных земель и пастбищ у нас мало. Пахотные земли плодородные, они орошаются. Для этого были проведены от речки три арыка. Тем не менее, своего зерна жителям села не хватало.

По мере развития села появляются различные ремесла. В селе начали производить бурки, бурочные сапоги - зангалал, различную обувь. Были в селе хорошие каменщики, которые строили дома не только в Ансалта., но и в других селах. Появились лудильщики, кузнецы, которые изготавливали плуги, мотыги, лопаты, серпы и другие металлические изделия, в том числе и холодное оружие: кинжалы, ножи. Изготовляли в селе и деревянные изделия: люльки, кровати, сундуки, цагуры для хранения зерна и муки, посуду. Жители села обменивали продукцию животноводства, садоводства и ремесла. Отдельная категория жителей села начала заниматься торговлей. В основном из села вывозили шерсть и шерстяные изделия, продукцию животноводства и садоводства. Вывозили в другие села района, Чечню, Тифлис и другие города Кавказа.

По общественному устройству село представляло собой сельскую общину. Все важнейшие вопросы решал джамаат села на своем сходе. На сходе выбирали исполнителей этих решений, контролеров, сторожей, старосту, объявляли начало тех или иных общественных работ: ремонт водопроводов, дорог, мельниц, проведение тех или иных праздников.

 Жители села совершали набеги на территорию Грузии. Возвращались с богатой добычей, приводили пленных, скот, драгоценности, орудия труда. Те пленники, за которых не могли заплатить выкуп,  оставались в селе в качестве  пленников. Через определенное время их освобождали и давали возможность поселиться здесь, но за чертой села.

Этот период в истории связан с частыми набегами, военными столкновениями. Поэтому для предупреждения возможных набегов в селах возводились сигнальные башни. Такие башни были возведены и в нашем селе. Было их четыре, по одной на каждой стороне света. К сожалению, эти башни не сохранились. По мере расширения села, они оказались в черте села и на их развалинах появились дома жителей.

В период могущества аварских ханов село было обложено налогами. Об этом свидетельствует перечень налогов, установленных аварскими ханами на подвластные им земли.

В 1809 году в составе технуцальского союза сельских общин село приняло русское подданство.

В период борьбы горцев против царизма Ансалта представляла собой место, куда имам Шамиль высылал провинившихся. Об этом свидетельствует следующая запись Гаджи - Али  Нахибашева в книге «Сказание очевидца о Шамиле».

«Когда Шамиль явился в Андалал и остановился в селении Чох, то жители пошли к нему и старались оклеветать нас говоря: «Сыновья Малека - Эфенди бежали к русским, а сам он уже давно находится на их службе, поэтому его нужно убить или арестовать». Шамиль арестовал его и отправил в селение Ансалта для заключения в темницу, сказав: « Если ты желаешь жить, то призови к себе детей своих, в противном случае эта темница будет твоим гробом».

В 1839 году (1256) я с братом возвратился домой в Чох. Не нашедши старика - отца дома я получил сведение, что он арестован Шамилем и заключен в темницу в селении Ансалта, мы отправились туда. Когда мы пришли в это селение, Шамиль освободил нашего отца из заключения и отпустил его в Чох, а меня с братом оставил при себе». (Г.А.Нахибашев: «Сказание очевидца о Шамиле». Махачкала 1990г. стр. 7 - 8.)

Шамиль несколько раз останавливался в нашем селе. Об этом свидетельствуют его письма к наибам.

В частности, в период подготовки похода в Закатала, он призывает наибов приехать в Карата, а сам едет в село Ансалта. Здесь он останавливался у своего кунака - ученого  арабиста Хадис - Дибира и его сына Натиха. В такое время в гости к Хадис - Дибиру приходил и Гамзатгаджи из селения Шодрода.

В один из своих приездов, учитывая отсутствие пастбищ у ансалтинцев, имам Шамиль подарил селу гору на границе с Чечней выше села Беледи, которая называлась Ансалтинская. В настоящее время она принадлежит селению Годобери.

Во время восстания 1877 г. жители села поддержали четвертого имама Магомед - Гаджи  Согратлинского. Среди руководителей восстания был Абас Ансалтинский. Об этом пишет в своей книге «Последний газават» Муртуз Дугричилов (стр.118 Махачкала Дагучпедгиз - 1990г.) Другой ансалтинец по имени Омар погиб при обороне села Салта и похоронен там.

В период русско-японской войны несколько человек села добровольцами ушли на фронт. В частности Муртазаалиев Джамалудин имел несколько боевых наград. Магомедов Алидибир имел два георгиевских креста. Несколько человек - ансалтинцев приняли участие в первой мировой войне - это Муртазаалиев Джамалудин, Чеэрхаджи и  Жиржис. Жиржис служил в «Дикой дивизии» и имел два георгиевских креста. Во время корниловского мятежа он спас от расстрела большевистского агитатора Курбана Андийского. Курбан Андийский  вместе с другими большевистскими агитаторами был послан навстречу корниловской армии, для того чтобы агитировать солдат не идти на Петроград против Советской власти. Он призывал дагестанцев вернуться на Родину. Его схватили и приговорили как большевистского агитатора к расстрелу. Среди тех, кто должен был исполнять этот приговор, был и Жиржис. По дороге к месту расстрела он начал уговаривать своих товарищей не делать этого, ведь Курбан наш земляк, дагестанец. Давайте отпустим его, выстрелим в воздух, а доложим командованию о выполнении приказа. Так как войска спешили к Петрограду, проверять выполнение приговора никто не станет. Ему удалось уговорить товарищей, и они отпустили Курбана Андийского.

Интересный случай произошел с узденом из Ансалта Чеэрхаджи      (ЧIегIерхIажи). Рассказывают, что он был очень смелым, мужественным, совестливым человеком. В Ботлихе, центре Андийского округа, находились царские чиновники и армейцы. Почту и зарплату они получали из Владикавказа, которую охраняли и сопровождали солдаты. На этот раз вместе с почтой на ревизию приезжал важный сардар. Когда они прибыли в крепость Ведено, князь Чавчавадзе отдал распоряжение: « Собрать из каждого села Андийского округа лучших всадников для встречи и сопровождения сардара и почты из Ведено до Ботлиха.» Ансалтинцы направили туда Чеэрхаджи. Гордые от своих коней и оружия, они добирались до селения Харачой. Спускаясь по горной дороге, Чеэрхаджи увидел сборище людей и понял, что хоронят умершего. Он предложил товарищам, вступая в село слезать с коней, соблюсти традиции горцев. Но они не послушали его и поскакали дальше. А Чеэрхаджи слез с  коня, привязал его к забору, приветствовал собравших, сделал дуа умершему,  выразил соболезнование родственникам умершего и джамаату.

В это время к нему подошел коренастый высокий человек в бурке с башлыком на голове. Он поблагодарил гостя, держа за уздечку его коня, сказал: «Я знаю, что вы едете в Ведено за сардаром, почтой и деньгами. Мы были намерены разграбить вас в пути, а награбленное раздавать сиротам и бедным. Теперь из-за тебя порядочного, совестливого человека, решили отменить этот грабеж. Когда вы с сардаром будете подъезжать к ущелью, мы начнем стрельбу. Всадники разбегутся, заботясь о себе, а ты оставайся с сардаром, защищая его, стреляй, мы не тронем вас. Еще будет время отомстить им - врагам».  Он назвался абреком Зелимханом.  На обратном пути все получилось так, как было задумано. Услышав выстрелы, всадники разбежались, а Чеэрхаджи остался и стрелял куда попало. Так невредимыми и с почтой, деньгами они добрались до Ботлиха. В знак признательности сардар способствовал тому, что Чеэрхаджи стал офицером, наибом Ботлиха и постоянно получал государственную зарплату.

 

 

IV. Ансалта в период Советской власти.

 

Революционные события февраля и октября 1917г. не коснулись села. В годы гражданской войны отдельная часть населения, в основном молодежь, поддерживала Красную Армию. Басханов Гаджиабас с джамаатом, держа в руках белый флаг, вышел  встречать красноармейцев-защитников революции. В годы Гражданской войны, когда Узумгаджи Салтинский прибыл в Ансалта и просил поддержать его и перейти на его сторону, ансалтинцы наотрез отказались от него. После завершения гражданской войны начались некоторые преобразования в селе.

 

В 1922 г. в селе был организован Крестьянский Комитет. Первым председателем кресткома был Алидибиров Башир. Крестком оказывал помощь самым бедным слоям населения села.

 

В этом же году в селе была создана Комсомольская ячейка. В ячейку входили Кайсаровы Индирав и Батал, Насухов Мухтар, Ахвердиев Гашим, Нурмагомедов Магомед, Омаровы Газихма и Магомедгази, Шахрудинов Абдулшагид, Мирзаев Сайпула, Алиев Яурадин, Сагитов Сайпула, Сайгидинов Магомед. Первыми комсомолками села были Гереева Патимат., Нурахмаева Гадигат, Сурахи. Первым секретарем комсомольской ячейки был Кайсаров Индирав. В последующем, секретарями комсомольской ячейки были Дибиров Джаватхан, Алиев Раджаб, Арцулаев Абдулбасир, Кайсаров Батал. Комсомольцы принимали участие в ликвидации неграмотности. Особо отличились в этом деле культармейцы Шахбанов Магомед, Магомедгаджиев Абдурахман, Арсанакаева Патимат. Обучение велось на основе арабского алфавита. Кроме того комсомольцы принимали участие в строительстве и ремонте дорог, в борьбе с врагами советской власти. Постепенно обстановка в селе изменилась. Советская власть укрепила свои позиции. Важным событием стало решение Дагестанского ЦИКа от 2 сентября 1924г. Этим решением в селе была основана бурочная артель имени «8 марта». Целью создания артели была ликвидация разрозненных кустарных промыслов и создание на ее базе коллективного социалистического хозяйства. В те трудные для Советской власти годы, создание артели способствовало не только возрождению производства бурок, сократившиеся в годы гражданской войны, но и приобщение в прошлом закабаленных женщин – горянок к коллективному труду, вовлечению их в общественную жизнь, проведение среди них политико – массовой и культурно - просветительской работы. Организатором артели в Рахата был Мутаев Джамалудин из селения Тандо, а первым председателем - Магомаев Курбан. Первоначально в артели работали лишь 15-20 человек, а общее производство бурок составляло 1500 - 2000 бурок в год. Артель размещалась в доме сельского богатея Хасбулы и занимала 6 комнат, 4 сарая и скотный двор. Вот что рассказала старшая бурочница – пенсионерка Шуайбова Ш: «Весть об открытии бурочной артели в  с. Ансалта распространилась молниеносно. Для нас это было событием большой радости. Это первая ласточка от советской власти. Многим не верилось, что отныне они будут работать коллективно, ежемесячно будут получать зарплату, что труд их свободный, и будут они работать не на состоятельных людей, а на себя, на страну. В первые дни открытия артели нас, членов артели, в основном женщин, разместили в доме раскулаченного Хасбулы…. Но не все одинаково восприняли эту весть, особенно верующие. Они распространяли слухи о том, что женщины там работают с короткими рукавами, вместе с мужчинами, а это грех. Однако им не удалось сломить веру людей в Советскую власть, в свое счастливое будущее…»

 

Советская власть проявляла неустанную заботу, создавая необходимые условия для развития и совершенствования производства бурок.

 

 В 30 - е годы в селе Рахата по инициативе и старанию Мутаева Джамалудина было возведено большое каменное здание под артель. По его же  инициативе при артели была построена маленькая гидроэлектростанция, которая впервые в районе электрическими лампочками освещала дома ансалтинцев и рахатинцев. Улучшилась техническая оснащенность артели. Увеличилось число рабочих мест и количество производимой продукции.   Это здание было разрушено в ходе боевых действий в августе - сентябре 1999г.

 

Новое здание было построено и сдано в эксплуатацию в 2005г.

 

Более двадцати лет главным бухгалтером артели работал Насибов Маламагомед.

 

В 1933г. в селе была создана партийная ячейка. Первым секретарем партийной ячейки был избран Сулеймангаджиев Сулеймангаджи.

 

В 1936г. в селе был основан колхоз им. «Кирова». Председателем колхоза был избран Алидибиров Башир, учетчиком - Османов Камалудин. Первоначально в колхоз входило около 40 человек. Не все жители села хотели вступить в колхоз. Многим не верилось в возможность совместного, общего труда. Отдельная категория населения ждала результатов колхозного хозяйства, они присматривались к новому укладу. Поэтому первоначально в колхоз вступили наиболее бедные жители села, которые надеялись на помощь Советской власти. Среди тех, кто первоначально записались в колхоз, были: Алидибиров Башир, Османов Камалудин, Кайсаров Батал, Маламагомедов Насиб, Борзиев Ниматула, Магомедов Джамалудин, Насухов Мухтар, Шамсудинов Омар, Исраил, Исбаилов, Магомедов Гаджимагомед, Сайпулаев Магомед, Магомедов Мухидин, и др.

 

Первоначально колхозу принадлежали две мельницы, около двухсот овец и коз.  Рабочего скота колхоз не имел. Колхозники на своем рабочем скоте пахали землю. Хорошим пахарем в предвоенные годы считался Магомедов Зайрудин. Доходы колхоза были низкими, в основном колхоз выручал мельницы, которые до этого принадлежали Раджабхаджи и Дибирхаджи. Доходы от эксплуатации мельниц позволяли колхозу расплачиваться и с государством, и колхозниками. В 1937 году председателем колхоза был назначен Маламагомедов Насиб. В 1938 году председателем колхоза был назначен Муртазалиев Джамалудин. При нем была проведена земельная реформа. За счет конфискации части сада расширился земельный фонд колхоза. Укрепилась и материальная база. В колхозе появились железные плуги, бороны, мотыги, косы, серпы и т.д. До 1940г. колхозу были переданы все частные пахотные земли и сады, которые находились за речкой. Почти все жители села были вовлечены в колхоз. Те семьи, которые не хотели вступить в колхоз, Салибановы, Гамзатовы, Магомедовы (ц1инц1улал) были «раскулачены» и высланы на Арал.

 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Жители села с возмущением встретили известие о нападении фашистской Германии на нашу страну.

 

В годы Великой Отечественной войны 89 человек ушли на фронт.



 

48 из них не вернулись с полей сражения.

 

      В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли ансалтинцы:

 

Абдулаев Магомед,                         Абдулгаджиев Абдулкерим

 

Абдулмажидов Абдула,                  Абдулкагиров Магомед

 

Абдулхаков Магомед,                     Абдурахманов Магомед

 

Алданов Нурахма,                           Алиев Магомед

 

Алхасгаджиев Абдулхалик,            Асулбеков Шарухан

 

Абдулвагабов Абдулпатах,             Арцулаев Абдулбасир

 

Абдулмажидов Абдулмуталип,       Алхасов Исраил

 

Алигаджиев Магомед,                      Алиханов Сайд Ахмед

 

Баширов Ахмадула,                          Гаджиев Омар

 

Газимагомедов Гаджимагомед,       Газихмаев Дарбиш

 

Газихмаев Магомед,                          Гайдарбеков Хайбула

 

Гитинмагомедов Магомед,               Госенов Пирула

 

Гаджиабасов Саду,                            Гаджиабасов Гаджи

 

Газимагомедов Гаджи,                      Гамзаев Гаджимурад

 

Гаирбеков Гарун,                               Газимагомедов Магомед

 

Джаватханов Шахбан,                       Илясов Абдула

 

Исаханов Омардибир,                       Исмаилов Магомед

 

Исмаилов Сахратула,                        Илясов Дибиргаджи

 

Исаев Зайрудин,                                 Исубилаев Расул

 

Кайсаров Батал,                                 Магомедов Гаджимагомед

 

Магомедов Джамалудин,                  Магомедов Курбан

 

Магомедов Лабазан,                          Магомедов Сайпудин

 

Магомедмирзаев Исраил,                  Магомедов Сулайд

 

Магомедрсулов Хизбула,                 Магомедов Сайд

 

Магомедтагиров Хасамирза,            Муртазалиев Магомед

 

Магомедов Абсалудин,                     Магомедов Убайдула

 

Магомедов Жалут,                             Магомедов Курбангаджи

 

Магомедов Хайбула,                         Муртазалиев Раджаб

 

Муртазалиев Магомед (Г),                Муртазалиев Магомед (С)

 

Назиров Госен,                                   Назиров Магомед

 

Нурахмаев Ахмедгаджи,                   Нурадинов Омардибир

 

Нурмагомедов Омар,                       Омаров Гасан  

 

Омаров Магомед,                             ОмаровМагомедгаджи

 

Омаров Газихма,                               Рапиев Рамазан

 

Ордашев Наби,                                  Раджабов Магомед

 

Сайпулаев Али,                                 Салихов Дадач

 

Сайгидинов Магомед,                      Сайфулаев Тага

 

Тидуров Магомед,                           Хабиров Омар

 

Хандулаев Абдулкарим,                  Хизригаджиев Магомед

 

Хабиров Магомед,                           Чингараев Хайбула

 

Шахбанов Лабазан,                          Шахбанов Алибулат

 

Шахбанов Абдурашид,                    Магомедрасулов Магомед

 

Гаджимагомедов Гасан,                  Гаджимагомедов Магомед

 

Они сражались в боях за Кавказ, Сталинград, Крым, Смоленск, Украину, за освобождение стран Юго-Восточной Европы. Многие были награждены орденами и медалями. В частности, Абдулмажидов Абдулмуталип участвовал в боях за Ленинград, после тяжелого ранения был демобилизован, награжден медалью «За Отвагу», «За победу под Ленинградом». В блокадном Ленинграде погиб его брат Абдула.

 

 Магомедов Жалут был  участником финской войны, он же – участник взятия Берлина в ВОВ.

 

 

Муртазалиев Магомед Гамзатович участвовал в боях за Кавказ, Крым, Украину, форсировал Одер. За мужество и героизм был награжден медалью «За Отвагу», Орденом Отечественной войны 2 степени,  двумя Орденами Славы.

 

 

Магомедов Абсалудин участвовал в Смоленском сражении, сражении на Курской дуге, в освобождении Юго-Восточной Европы. Он был награжден медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За Отвагу» и многими юбилейными медалями.

 

 

 

Кайсаров Батал участвовал в боях под Севастополем, Новороссийском. Большинство односельчан-фронтовиков принимали участие в битве за Кавказ.

 

Труженики тыла ежегодно выполняли планы поставки государству сельхозпродукции, участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны, авиаэскадрилий, фонда обороны, собирали теплые вещи, подарки фронтовикам. Участвовали в работах по сооружению оборонительных рубежей на территории села, района и республики. Многие из них награждены медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.». Наиболее хорошие показатели в работе  имели пахарь колхоза Исаев Зайрудин и чабаны колхоза Шамсудинов Омар и Насухов Мухтар. За доблестный труд и хорошие показатели чабан Шамсудинов Омар был награжден путевкой на ВДНХ СССР в 1946году.  Труженики тыла героически защищали колхозную собственность. В жизни односельчан был и такой случай. Группа бандитов спустилось со стороны Чечни, и угнала колхозную отару, пригрозив чабанам из автоматов. Чабаны подняли в селе тревогу. Все жители села: женщины, дети и старики, захватив кинжалы, ножи, топоры, вилы, косы бросились вслед за бандитами. Догнали бандитов и отобрали у них колхозную отару без единого выстрела. Активным борцом с бандитами был чекист Салихов Саадула. Он был известен не только в районе, но и в республике. В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы в горах Чечни водились бандиты. Они грабили население, путников. За этими бандитами охотился чекист, участник гражданской войны, Салихов Саадула. Рассказывают, что он встретился с главарями бандитов и убедил их прекратить борьбу, После встречи он привел в село около 40 бандитов. Потом их отправили в Казахстан.  Рассказывают, что Салихов Саадула был очень смелым, храбрым человеком. О его смелости говорит и такой случай. После войны он по своим делам ездил в Грозный. При нем был и именной пистолет. В Ведено он сел на автобус. Автобус был переполнен чеченцами. Среди них был один пожилой андиец. На автобусе молодые парни чеченцы начали оскорблять Салихова Саадулу.  Высокомерно говорили друг другу на своем языке: давай-те, мол, отберем пистолет у этого сули (так чеченцы называют аварцев). Конечно, Саадула так же как и андиец знал чеченский язык и понимал то, что задумали чеченцы, но он терпел и  молчал. Пожилой андиец уговаривал чеченцев оставить гостя в покое. Но парни продолжали вести себя нагло. Больше терпеть наглость чеченских парней Саадула не смог. Он встал, вынул пистолет и приказал остановить автобус. После этого высадил всех этих чеченских парней, и сказал, пусть добираются пешком. Все те, кто остался на автобусе не сказал ни одного слова и автобус продолжил свой путь до Грозного.  Таких поступков он совершал много. Людям он делал добро, помогал бедным и слабым. В мирные годы работал на разных должностях; был директором Ботлихского леспромхоза, Рахатинского промкомбината.

 

После окончания войны, ветераны принимали активное участие в колхозном строительстве и в воспитании подрастающего поколения; Сайпулаев Тага возглавлял колхоз, был председателем сельского исполкома, секретарем партбюро колхоза; Магомедов Жалут также был председателем сельисполкома,  много лет в системе Райпо работал Магомедов Абсалудин. Частыми гостями школьников были Гамзатов Магомед, Кайсаров Батал и другие ветераны войны. Воспитанные героическими предками, сельчане достойно представляли село и район и за пределами страны. Среди тех, кто служил на Кубе, в период Карибского кризиса был, Давудов Алиасхаб Омарович.

 

Односельчане добросовестно выполняли свой интернациональный долг в Афганистане. Среди тех, кто служил в Афганистане, были Магомедов Гаджияв Магомеднабиевич, Магомедов Магомеднаби Магомеддибирович, Магомедов Магомед Магомедрасулович, Магомедов Шамиль Магомеддибирович. Все они были награждены медалью «От благодарного афганского народа».

 

Среди тех, кто ликвидировал последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, были Гаджиев Чупалав Гаджиевич и Ахвердиев Лабазан Шамсулаевич.

 

В 40-50х годах руководящие посты в районе и за ее пределами занимал Шахбанов Магомед Раджабович. В период Великой отечественной войны он являлся 1-м секретарем райкома комсомола Цунтинского района, затем заведующим орготдела  Цумадинского и Ботлихского районов. Затем был назначен 2-м секретарем райкома партии Ботлихского и Веденского районов. Являлся председателем райисполкома Ботлихского района. В 1952-1960-х годах был 1-м секретарем Гумбетовского райкома партии.

 

 После войны колхоз укрепился, расширились посевные площади, увеличилось поголовье скота, появились первые трактора и автомобили. В середине 50-х годов началось освоение целинных земель. По призыву партии сельчане Омардибиров Тайгиб и Узаиров Ахмед принимали участие в освоении целинных земель.

 

В 50 - 60 годах колхоз имени Кирова переименовывался в колхоз имени «Сталина», «Коммунизма», «1 Мая». Колхоз под названием «1Мая» функционирует и в настоящее время, хотя былого богатства и могущества уже не имеет. В разные годы колхоз возглавляли Маламагомедов Насиб, Муртазалиев Джамалудин, Магомаев Абдурахман,  Сайпулаев Тага, Гайдарбеков Гаджи, Хизбулаев Пайзула, Магомедов Умахан, Магомедов Нурахма, Сахратулаев Абдурахман,   Лабазанов Магомед, Курбанов Камалудин,  Абдурахманов Али Гамзаевич,  Магомедов Ахмед.

 

В 70 - 80 годах колхоз считался передовым. Его председатель колхоза Лабазанов Магомед был награжден орденом «Знак почета», а передовой чабан Лабазанов Анварбег был награжден медалью «За доблестный труд». Передовиками колхозного производства были Гайдарбегов Ахмед, Абдулмажидов Гаджи, Исраилов Магомед, Абдулвагабов Абус, Мухтаров Камалудин, Гитингаджиев Магомед, Набиев Муртазали, Гайдарбеков Гайдарбек, Сиражудинов Сиражудин, Омарова Майсарат, Исраилова Туайта, Герева Чакар, Магомедова Баху (цIинцIо) и другие. Магомедова Баху была известна во всем районе, ее портрет всегда висел на доске Почета, была награждена многими почетными грамотами, работала членом исполкома, избиралась депутатом районного  собрания.

 

 

 

В 1986 году колхоз в своем активе имел:

 

Земельная площадь – 3700 га.

 

Колхозные дворы – 718.

 

Валовой сбор составлял:

 

Зерна – 12038 центнеров.

 

Картофель – 47 тонн.

 

Овощи – 107 тонн.

 

Кормовые корнеплоды – 442 тонн.

 

Рис – 10410 – тонн.

 

Озимые – 1672 тонн.

 

Плоды – 343 тонн

 

В области животноводства показатели выглядели следующим образом:

 

Численность КРС – 568 голов, из них коров – 149.

 

                      МРС – 1350 голов.

 

Получено: телят – 134, ягнят – 611.

 

Средний удой с одной коровы составлял 1523 литра.

 

Средний настриг шерсти составлял 7,93 кг.

 

Было произведено: мяса 391 тонн,

 

                                молока – 2086 тонн,

 

                                шерсти – 117,3 тонн.

 

Надои молока с одной коровы составляли 1523 литров, настриг шерсти - 7,93 кг с одной овцы. Валовой доход колхоза составлял 277900 рублей, а чистый доход -87200 рублей.

 

Упадок колхоза ускорился после начала перестройки в СССР и начала приватизации. Владельцам были возвращены земли, сады, были распроданы скот и автотехника. В настоящее время за колхозом прикреплены земли на прикутанных пастбищах  Бабаюртовского и Тарумовского районов и несколько десятков голов КРС.

 

 

V. Образование, культура и спорт села

 

До установления Советской власти в селе функционировали несколько медресе. Наиболее известными были медресе Ибрагимхаджи,  Байсарова Хизбулы,  Хайбулаева Магомедгаджи, Гитинмагомедова Исуба,  Каъбулаевой Мусудулай.  Было в селе и четыре мечети.

 В 1075г. хиджры (1697г.) в селе построили большую мечеть.

 Широкую известность в селе и за его пределами имел медресе арабиста Алиева Ибрагимгаджи. Его окончили известные за пределами села и района ученые - арабисты Мирзаев Сахратула, Омаров Магомед (Сусари), Муртазалиев Исалав, Байсаров Хизбула, Нурмагомедгаджиев Магомед, Газихмагаджиев Узаир, Магомедов Зайрудин, Магомедов Убайдула, Султанмагомед Тлохский и другие. В 1927г. медресе Ибрагимхаджи был закрыт. В 1930 году была прекращена деятельность сельской мечети и закрыты все медресе.

В XIX - начале XX вв. в селе проживали известные ученые - арабисты: Абдуразаков Гаджимагомед (умер в 1381г. хиджры), Муртазалиев Исалав (1382г.), Шахбанов Нурмагомед-ДибирхIажи (1347г.), Омаров Магомед-Сусари(1387), Маламагомедов Омар (1388), Магомедов Хадисдибир (1209), Хадисов Натип (1338), Натипов Магомед (1352),  Байсаров Хизбула (1370), Зубаиров Абдурахман (1352), Алигаджиев Магомедамин (1343), Магомедов  Омардибир (1312), Магомедтагиров Хасамирза, Абдусамадов Муртазаали (1381),  Алигаджиев Магомедгаджи,  Алиев Ибрагимгаджи (1340),  Муртазалиев Ибрагимгаджи (1340),  Магамаев Хасбулат,  Ханапиев Сайгидин (1339),  Ханапиев Омар,  Ханмагомедов Магомед (1405),  Басханов Магомед (1377),  Гаджимагомедов Магомед (1366),  Кебечов Инурпаат( 1341),  Басханов Магомед (1320), Нуралиев Саид (1376),  Идрисов Исраил (1369), Гаджиев Дибирдада,  Магомедов Камилгаджи (1364),  Магомедмирзаев Сахратула (1392),  Алиев Магомед (1991),  Аминов Магомедамин (1339),  Нурмагомедов Борз (1327), Госенов Гаджи (1347), Абдулмажидгаджи, Маламагомедов Абубакар (!336), Абдулхаликов Алидибир, Даниялов Магомед (1407), Нурмагомедгаджиев шарапудин (1352),  Шамсудинов Магомед (1407),  Гаджиев Магомедзапир (1408), Нурахмагаджив Магомед-Салу (1415), Раджабов Раджаб, Алиев Давудилав (1381), Магомедов Газихмагаджи (1352) Сулейманов Магомедгаджи (1351), Раджабов Сулейман, Абдулхаликов Алхасгаджи, Инусгаджиев Магомед и другие. Тарикатскими людьми, обладающими особым даром были: Алигаджиев Магомедамин,  Сулейманов Магомедгаджи, Раджабов Сулейман, Алиев Давудилав, Абдулхаликов Алхасгаджи,  Магомедов Газихмагаджи.

До революции более 80 ансалтинцев совершили  хадж в Мекку. Многие из них совершили хадж 2- 3 раза, а Нурмагомедгаджи (Дибиргаджи) совершил хадж 7 раз. Советом алимов Стамбула ему было присвоено почетное звание шейха Накшубандийского тариката. Об этом сохранялся документ, который был уничтожен в ходе боевых действий в августе – сентябре 1999 года.

 

Распространение светского образования в селе началось после гражданской войны. В селе было создано общество «Долой неграмотность».

Целостной системы образования в селе еще не было. По мере укрепления советской власти большевики начали уделять внимание вопросам распространения светских знаний, открытия светских школ, подготовке кадров. В 1924году было принято решение открыть в селе начальную школу. Директором школы был назначен Алидибиров Башир, который прожил около 100 лет. Отдельного здания школа не имела. Уроки проводились в домах Сиражудина, Исубова Лабазана, цIинцIо Магомеда и других. Одновременно продолжали функционировать пункты по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (ликбезы). Пока продолжали функционировать медресе. В школе обучалось мало детей. Родители не хотели отдавать детей в светские школы. Не было учебников, письменных принадлежностей. Дети приходили со своими табуретками, подушками или садились прямо на полу. Учитель древесным углем на деревянной дощечке рисовал буквы. Произносил их громко, а ученики хором повторяли за ним. Палочками рисовали буквы на полу или рисовали их на каменных или деревянных дощечках. Для новых записей все стирали тряпочками.  Обучение велось на основе арабского (ажам) алфавита.

Под руководством Башира началось строительство здания для школы.

В 1927году было построено новое здание для школы. Необходимый инвентарь, оборудование, учебники, учебно-письменные принадлежности были привезены Алидибировым Баширом из Темирхан-Шуры (Буйнакска). Он рассказывал, что ему несколько раз  приходилосьна арбе  ездить в это опасное время в Буйнакск за оборудованием, книгами, продуктами питания, учебными принадлежностями, одеждой для учащихся,  И привез  все для 50-ти учащихся. Для летнего отдыха при школе открывали лагерь.

В 30 годах в школе работали учителя: Магомаев Абдурахман, Нурмагомедов Магомед, Хамдулаев Магомед, его супруга Загра, Далгатов Сайпудин, Османов Шарапудин из Ботлиха, Омардибир из Карата, Мурадбегов Магомед из Шодрода, Азиз, Муртаза. Обучение велось на латинском алфавите. В 1937 году школа стала семилетней. Обучение перевели на русский алфавит. В эти годы в школе работали Гумаалиев Магомед, Газимагомедов Магомед, его сестра Аминат, Кайсаров Батал, Асулбегов Шарухан. В годы войны и первые послевоенные годы в школе работали братья Шахбановы Пахрудин  и Тагир, Исмаилов Исмаил, Аминов Магомедхабиб, Сайпудинов Далгат, Раджабдибиров Магомед из Ботлиха, Абдулжабар, Гитинов Магомед, Дибиров Асадула, Хаким из Хелетуры, Шамсудинов Магомед, Ибрагимов Ибрагимгаджи, Шуайпов Ахмеднаби из Шодрода. В эти годы директорами школы были Магомедов Расул из Батлайчи, Алхасов Саидшамил из Анди, Кадиров Магомед, Тагиров Гаджи из Шодрода.

После окончания семи классов отдельные учащиеся продолжали учебу в Ботлихской средней школе, единственной в районе.  Среди тех, кто окончил Ботлихскую среднюю школу, и, первыми получили высшее образование, были: Баширов Магомед - врач, Магомедов Сабигула – ветеринарный врач, Омардибиров Тайгиб - филолог, Узаиров Ахмед - филолог.

В 1954году в школе были открыты 8, 9 классы, а в 1956 году школа была преобразована в среднюю школу. В школе учились и дети из соседних селений Рахата, Шодрода и др. При школе был открыт интернат.

В 1957году школа выпустила первых своих выпускников. Среди них были Шахбанов Камиль, Муртазалиев Гаджи, Абдусаламов Магомед, Магомедова Меседо, Асхабов Муртуз (Шодрода), Лабазанов Шахбан, Шахбанов Гаджи, Магомедов Дибир (Шодрода), Магомедова Парихан (Шодрода), Муртазаалиев Убайдула, Шамсудинова Халисат (Шодрода), Халидов Бегсултан, Магомедов Раджаб Х., Магомедов Гаджи, Нурмагомедов Ахмед Нурмагомедович (салу).

В 50-60х годах в школе проработали учителя из других республик и краев страны. Это: Романов Алексей Алексеевич, Шальнева Мария Давыдовна, Тарасова Любовь Васильевна, Богомолова Галина Алексеевна, Миронова Мира Васильевна, Жук Зоя Васильевна, Григорьева Нина Васильевна, Яничкина Галина Федоровна, Смирнова Валентина Ивановна, Брезнева Вера Васильевна, Бабаджанян Панкрат Михайлович, Ткачев Николай Васильевич, Клопунова Антонина Петровна, Хусаев Сергей, Текаева Фуза Пашаевна, Маркелова Раиса Федоровна, Кушнир Николай Васильевич, Кушнир Елена Ивановна, Брызгалова Лилия Васильевна, Березина Зоя Васильевна, Репнина Галина Алексеевна, Яценко Людмила Георгиевна, Мельникова Валентина Ивановна, Виктор Егорович, Аглая Андреевна, Елизавета Петровна, Лиля Михайловна, Муравьев Тимофей Тимофеевич и другие. Они были примером подражания во всем. Эти люди принесли нам русский язык, богатую культуру в отдаленные, далекие от цивилизации дагестанские села.

Во время землетрясения 1970 года сильно пострадало здание школы. К тому же это здание было маленьким и не обеспечивало учащихся классными помещениями. Поэтому было принято решение построить новое, более крупное здание для школы. Для строительства здания школы было выделено место в местечке «БаичIо», так как здесь было много свободной территории и эту территорию начали осваивать жители села.

В 1972г. в районе «БаичIо» было построено новое щитовое здание школы.

К началу 80-х годов численность учащихся в селе возросла, и эта школа перестала удовлетворять потребность детей в классных помещениях. Поэтому было принято решение построить пристройку к школе.

В 1987 -1988 гг. была сдана в эксплуатацию двухэтажная пристройка.

В августе 1999г. школа полностью была сожжена в ходе боевых действий.

В 2002г. было сдано в эксплуатацию новое двухэтажное типовое здание.



 

С 1956 года директорами школы были:



Абдурахманов Шагид (Хелетури)

Шамсудинов Сиражудин (Тлох)

Омардибиров Тайгиб

Узаиров Ахмед

Ахгубеков Ханмагомед (Ингишо)

                     Салих (Ках)

Гамзатов Магомед-Амин

Алидибиров Абусупьян (Анди)

Иманшапиев Магомед (Кванхидатли)

Шахбанова Хадижат

Шахбанов Казбек

Пахрудинов Ахмеднаби

Запиров Мухидин.

 

За время функционирования школа выпустила 52 выпуска. Из сотен выпускников школу с «Золотой медалью» окончили

 

Магомедов Арцулав, Шихабудинов Муртазали,Гаджимагомедов Магомед, Омаров Абдулазим,  Узаиров Расул, Джалалудинова Зайгар, Исалаева Халимат.

Выпускников школы сегодня можно встретить на различных руководящих работах в районе, республике и за ее пределами. Магомедов Ахмед Юсупович - начальник финансового управления города Махачкала; Магомедов Али — работал в аппарате Госсовета РД; Магомедов Абдулжабар Варисович, Абсалудинов Камалудин Абсалудинович, Абсалудинов Ахмедудин Магомедович, Гаирбеков Ахмед Лабазанович – ответственные работники органов ВД РД; Узаиров Расул Ахмедович - подполковник медицинской службы, хирург-уролог; Муслимов Рахматула Магомедович – департамент по ветеринарии при министерстве сельского хозяйства РД; Муслимов Ахмед Магомедович – директор автохозяйства при управлении Президента РД., Лабазанов Магомед Шахбанович- нач. отдела перспективного развития ОАО «Сулакский каскад», Нурахмагаджиев Микаил Нурахмагаджиевич – начальник отдела банка в Махачкале; Нурмагомедов Магомед Арцулаевич – директор филиала Московского банка в Махачкале; Лабазанов Магомед Алилаевич – начальник отдела казначейства по Ботлихскому району; Муслимов Заур Магомедович – начальник районного финансового управления; Муталипов Абдулмуталип Абдулзагирович – заместитель главы райадминистрации; Омаров Магомед Абакарович – райархитектор; Омаров Абдулазим Абакарович– начальник межрайонного земельного комитета; заслуженный работник гос службы РД., Лабазанов Шахбан Лабазанович – работал Первым секретарем Ботлихского райкома комсомола, более тридцати лет руководил редакцией районной газеты, за многолетнюю работу награжден медалью «За заслуги перед Отечеством»- 2-й степени и другими почетными грамотами,продолжает работать в  редакции районной газеты; Гаирбеков Тажудин Лабазанович – начальник РОВД в Иркутске;Хайбулаев Магомед Хайбулаевич – заместитель начальника РУО; Муртазалиев Абдурахман Гаджиевич – начальник районного ГОЧС; Магомедов Ахмедудин Хайбулаевич – начальник межрайонного экологического комитета; Лабазанов Лабазан Магомедович – заместитель районного федерального судьи; Исалаев Исалав Омарович – работник духовного управления РД; Исалаев Исалав Абакарович– член республиканской палаты адвокатов; Гайдарбегов Шахрудин Гаджиевич – работал заместителем начальника Ботлихского РОВД.

 

Выходцы села работают в ВУЗах республики и за ее пределами, имеют

ученые степени: Абдусаламов Магомед Мухидинович- кандидат наук, бывший проректор ДГУ, ныне заведующий кафедрой иностранных языков ДГУ;

 

Нурахмагаджиев Нурахмагаджи Нурахмагаджиевич – кандидат наук, доцент кафедры физики ДГТУ;

Нурмагомедов Арцулав Нурахмагаджиевич – кандидат наук, заведующий кафедрой математики ДГТУ;

Гамзатов Магомед Гаджиевич – преподаватель Санкт- Петербургского университета;

Нурмагомедова Патимат Арцулаевна – преподаватель ДМА;

Нурахмагаджиева Адигат Нурахмагаджиевна – кандидат наук, доцент кафедры иностранных языков ДГУ;

Нурахмагаджиева Патимат Нурахмагаджиевна – кандидат наук, преподаватель ДГТУ;

Лабазанова Патимат Магомедовна – кандидат наук, преподаватель кафедры иностранных языков ДГУ;

Лабазанова Наида Магомедовна – Заслуженный врач Дагестана.

В 60-80-х годах в школе работали учителя: Омардибиров Тайгиб, Аминов Магомед-Хабиб, Шахбанов Тагир, Узаиров Ахмед, Шахбанов Казбек, Шахбанова Хадижат, Шахбанова Хамси, Лабазанов Магомед, Давудов Алиасхаб, Исмаилова Чакар, Тагирова Загидат, Абдулаев Магомед, Муртазалиев Гаджи, Сиражудинов Омар, Исаева Бика, Магомедов Сайпудин, Абдулкасимов Магомед, Алиева Азра, Лабазанов Раджаб, Магомедов Хамдула, Запиров Мухидин, Госенов Госен, Хайбулаева Патимат, Магомедов Муртазали, Джаватханова Чакар, Курбанова Каримат, Мухидинова Калимат, Мухидинова Шарипат, Абдусаламова Патимат, Джаватханов Магомед, Гамзатова Батул, Исалаев Зайнудин, Абдулаев Лабазан, Мухтаров Лабазан, Абдулаева Патимат, Магомедов Шихсаид, Магомедов Курбан, Муртазалиев Абдурахмангаджи, Абдулкасимов Магомед, Батирова Сурахи, Абдулмажидова Зухра. Мурадов Госен, Джаватханов Камиль, Хайрулаев Хайрула Исраиловмч, Зайнулабидова Салихат, Шахбанов Юсуп, Гамидов Абдула, Хайбулаев Абдурахман, Хайбулаев Камиль, Ибрагимов Абас из Шодрода, Азаев Магомед из Ботлиха и другие.



С середины 80-х годов в школе учителями работают только выходцы села, бывшие ученики школы.  Наряду с опытными учителями, которые проработали в школе более 30 лет, в школе работают Халидова Лаюза, Гайдарбегова Хайнат, Узаирова Разият, Рашидов Раджаб, Курбанова Тумисат, Магомедова Рукият, Абдулгаджиева Патимат, Магомедова Патимат, Магомедова Биркис, Сайпудинова Асият, Лабазанов Магомед, Лабазанов Шамиль, Сайпудинов Сайпудин, Исмаилова Патимат, Абдулвахидова Мадина, Гаджигереев Сулейман, Сиражудинова Баху, Сайпулаева Чакар, Исубилаева Нуцала, Абсалудинова Патимат, Исмаилова Зайгар, Госенова Патимат, Нурмагомедова Асият, Рамазанова Сидрат, Мухидинова Патимат, Убайдулаева Гадигат, Магомедова Нуцала, Давудова Патимат, Джалалудинова Разият, Абдулаева Шарипат, Запирова Пасихат, Лабазанов Лабазан,  Сайфулаева Адигат, Гамзаева Зугайрат, Абдулмаджидова Асият

 

 В настоящее время в  школе работают 54 учителя. Из них 2 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 44 имеют первую квалификационную категорию, 2  учителя имеют вторую квалификационную категорию, 38 учителей имеют высшее образование, а остальные имеют незаконченное высшее или среднее специальное образование. Четверо учителей имеют почетное звание «Отличник образования РД» и « Отличник образования РФ», двое имеют звание «Почетный работник образования РФ».  Трое учителей школы стали победителями конкурса «Лучший учитель России». Своим трудным, но благородным трудом они готовят будущее села, района и республики.

Село славится своими спортсменами, особенно борцами вольного стиля. 

 

Среди них особое место занимают:



Абдусаламов Юсуп Рашидович-заслуженный мастер спорта, серебряный призер олимпийских игр в Пекине, чемпион Азиатских игр, призер мирового первенства;

Абдулаев Шамиль Гаджиевич – мастер спорта международного класса, чемпион Дагестана, многократный призер международных турниров;

Абдулаев Гаджимурад Гаджиевич – мастер спорта международного класса, чемпион Европы среди юношей, бронзовый призер чемпионата Европы среди молодежи, двукратный чемпион России среди молодежи;

 Нурмагомедов Гаджимурад Арцулаевич – мастер спорта международного класса, призер международных турниров;

Исубилаев Исубилав Асхабович –  мастер спорта, чемпион Дагестана среди юношей;

 Муслимов Магомед Рахматулаевич– трехкратный чемпион России, пятикратный чемпион Дагестана среди юношей, победитель двух международных турниров;

Муслимов Муртазали Рахматулаевич – двукратный чемпион России, трехкратный чемпион Дагестана среди юношей;

 Газимагомедов Саадула Газимагомедович – мастер спорта, чемпион Дагестана среди юношей;

Абдусаламов Заур – чемпион мира по тайскому боксу;

 Арцолаев Мурад – чемпион Европы по тайскому боксу;

Арабханов Арабхан – штангист, первым среди дагестанских штангистов установил мировой рекорд.

Кроме того село всегда славилось своими музыкантами, композиторами, певцами. По всему Дагестану был известен непревзойденный мастер игры на кумузе Магомедов Лабазан, народный артист Дагестана, участник многих международных конкурсов и фестивалей.

Известным зурначом и канатоходцем был Абдулвахидов Раджаб, участник международного фольклорного фестиваля в Италии.



 

Джамалудинова Хадижат - заслуженная артистка Дагестана, Магомедова Риязат, Айшат Айсаева; Кудукова Зубаржат, Патина Абдусаламова, Магомедова Хатима.

Певцы: Магомедов Руслан,  Абдулаев Исхак, Рауф, Магомедов Магомед .

 

 

 VI. СЕЛО С АВГУСТА 1999 ГОДА. 

Мирный созидательный ритм жизни сельчан был нарушен вторжением чеченских и международных бандитских формирований 7 августа 1999г.

Около 4 часа утра в село вошли боевики Басаева и Хаттаба. Люди еще спали, когда передовые отряды боевиков вошли в село. Первыми их заметили женщины, которые выгоняли скот на пастбище. К 6 часам утра все жители села были на ногах и собрались на сельском годекане. А боевики продолжали спускаться в село и, не останавливаясь, двигались дальше - в Рахата. Часть боевиков отправилась в сторону Шодрода и к району «Ослиное ухо». Боевики были вооружены очень хорошо. Почти на всех была камуфляжная форма. У каждого было по 1-2 автомата, гранатометы, пулеметы. Они несли  ящики с боеприпасами. Под тяжестью боеприпасов и оружия они еле передвигались. Жители села быстро собрались на базарной площади и начали обсуждать происходящее. Никто не знал, что происходит на самом деле.

На сельском сходе решили вступить в переговоры с боевиками. К этому времени стало ясно, что Басаев и Хаттаб обосновались в Рахата. Туда была выслана делегация во главе с имамом мечети Гасаном.

К 10 часам утра в село приехали 1-й заместитель главы райадминистрации Алимагомедов Алимагомед и представитель боевиков - полевой командир Абдурахман.

В своем обращении к сельчанам полевой командир Абдурахман заявил, что они пришли для того, чтобы освободить Дагестан от русских, распространить «чистый ислам», оказать помощь боевикам Багавудина, которые оказались в тяжелом положении в Цумадинском районе. Далее он заявил о том, что они двинутся дальше в Ботлих, Махачкалу. Нас много, мы действуем по разным направлениям и в разных районах. Вы можете уйти из села в Ботлих, Махачкалу, а лучше всего в Чечню, там более безопасно. Мы вас не тронем. Или вступайте в наши ряды, вместе будем бить русских. После этого Абдурахман уехал в Рахата.

Затем выступил  Алимагомедов Алимагомед. Он сообщил, что в районе достаточно вооруженных сил РФ для отпора врагу. Жителей села попросил быстро собраться и уехать в Ботлих, обещал помочь транспортом. Он также сообщил, что в 12 часов дня начнется бомбардировка позиций боевиков в селах Рахата, Ансалта, Шодрода.

Первоначально жители села хотели отправить женщин, детей и стариков в местечко «Сунсутль» или «Харшутль». Но после сообщения Алимагомедова о том, что в 12 часов начнется бомбардировка позиций боевиков, было принято решение покинуть село. Для присмотра за домами, имуществом и скотом решили оставить нескольких молодых людей.

После этого, жители села начали покидать село. Из Ботлиха прислали автобусы, но их было недостаточно. Поэтому многие жители были вынуждены покинуть село даже на тракторах и самосвалах, бросив скот и нажитое добро.  Из Ботлиха их отправили подальше: в Кванхидатль, Инхело, Тлох, надеясь на быстрое освобождение села. К вечеру стало понятно, что освобождение сел затянется. Поэтому жителей села отправили подальше от мест боевых действий: в Буйнакск, Махачкалу, Кизляр и т.д. В этот же день в Ботлихе проходили стихийные митинги, на которых люди требовали дать им оружие для борьбы с бандитскими формированиями. Но им оружия в тот день не выдали. Мужчины села, устроив семьи на новых местах, возвратились в Ботлих и многие записались в ополчение. Всего в ополчение записались 290 человек. Они были подразделены на две группы. Первая группа – это ополченцы, участвовавшие в отражении агрессии. Во вторую группу входили те, кто обеспечивал охрану объектов и тыловое обеспечение.     Руководителем ополчения стал Лабазанов Магомед Алилаевич. Командиром отряда ополченцев был назначен Юсупов Магомед Юсупович. Начальником штаба был назначен Шахбанов Казбек Магомедович. В штаб входили: Бурзиев Гасан Абакарович, Газиев Магомедзагид Магомедович, Гамзатов Магомед Гаджиевич, который прибыл из Санкт-Петербурга, Исалаев Исалав Магомедович, Магомедов Ахмед Юсупович, прибывший из Махачкалы, Муртазалиев Абдурахмангаджи Гаджиевич, Омаргаджиев Джунайд Магомедович, Пахрудинов Ахмеднаби Шахбанович, Хайбулаев Магомед Хайбулаевич. Ополченцы были разбиты по взводам. Командирами взводов были назначены: Абдулаев Лабазан Курбанович, Газимагомедов Газимагомед Магомедович, Гайирбеков Хайрула Лабазанович, Лабазанов Магомед Шахбанович, Магомедов Давуд Раджабович, Магомедов Сулейман Гаджиевич, Муталипов Абдулмуталип Абдулзагирович, Омаров Абдулазим Абакарович, Омаров Магомед Абакарович, Омаров Ахмед Абакарович, Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Шамхалов Абакар Исмаилович. Медицинскую помощь раненным оказывал Узаиров Расул Ахмедович, который прилетел из Сахалина. Большую помощь оказал Абдужалиев Ахмед Абдуразакович, который прибыл из Москвы. В район прибыли почти все мужчины села, которые проживали за пределами района и республики. Тем временем боевики укрепились в селах Ансалта, Рахата, Тандо, Шодрода, на господствующей и стратегически важной высоте ХIамил гIин («Ослиное ухо»). Боевики первое время действовали очень осторожно. Без спроса не трогали имущество сельчан, предлагали плату за имущество. Но через несколько дней их отношение изменилось. Они начали грабить дома, забирали нужные для них вещи без всякого спросу. Это резко отразилось на поведении тех жителей села, которые оставались в селе.

Так в селе Рахата геройски погиб совсем юный Нурахмаев Хаджимурад Асхабович. Он решил остаться в селе, охранять отцовский дом, имущество. Он видел, как боевики относятся к имуществу жителей села, как они не ценят добро его сородичей, которое было накоплено за многие годы упорного труда. В его сердце проникла ненависть к этим боевикам. Он решил отомстить им за все это. Во время очередного налета авиации, боевики бросились в укрытие. Один из них в спешке около окопа оставил автомат. Гаджимурад овладел этим автоматом и убил одного боевика. На выстрелы из дома выскочили другие боевики. Хаджимурад дал очередь по ним и убил еще троих боевиков. Опомнившиеся боевики открыли ответный огонь и в упор расстреляли Хаджимурада. Весть о подвиге Хаджимурада облетела всю страну.



Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина ему посмертно было присвоено звание «Герой Российской Федерации». 30 августа 1999г. в Кремле состоялось вручение «золотой звезды» матери героя - Калимат и отцу героя - Асхабу. Вечная память герою.

Боевые действия продолжались. Ополченцы принимали участие в проведении разведки, участвовали в боевых действиях. Они проявили себя при освобождении села Тандо.  Боевые действия продолжались до 24 августа. В этот день боевики организованно покинули село и ушли в Чечню. Авиация федеральных войск сопровождала колонну, но не наносила удара по ним. После того, как боевики покинули село, начался невиданный обстрел села со стороны федеральных войск. Удар наносили с воздуха авиацией, одновременно по селу ударила артиллерия, несколько залпов сделали из реактивных установок «Град».

За считанные часы село было превращено в руины. В селе и в лесу начался пожар, который продолжался 3 дня. Войска в село не вошли, также в село не впускали и жителей. На четвертый день пошел дождь, который потушил пожар.

Потом началась так называемая «зачистка»  села.  Вместе с  федералами в «зачистке» принимали участие и ополченцы, которые спасли оставшееся имущество от мародерства со стороны российских солдат и офицеров. В ходе боевых действий, от бомбежек федералов погибло много скота, большой урон был нанесен садам и полям. Были и человеческие жертвы. В период проведения военных действий погибли Магомедмирзаев Магомед, Шахбанов Магомедтагир, Магомедов Насиб, Магомедов Абдула, Магомедов Жалалудин, Магомедов Ахмедудин.

         За мужество и героизм, проявленный в борьбе с боевиками, «Орденом Мужества» были награждены ополченцы села:



Джамалудинов Джамалудин, Абдулпатахов Гасан,  Абдулгаджиев Хизри, Борзиев Абдула, Гаирбеков Хайрула, Шахбанов Абдулнасир, Магомедов Госен, Гамзатов Ахмедудин, Магомедов Шамиль, Магомедов Магомед, Шарапудинов Шарапудин, Арцолаев Арцолав, Юсупов Магомед. Медалью «За отвагу» был награжден Лабазанов Шамиль Шахбанович. Медалью «За заслуги перед Отечеством» II- стапени награждена Салихова Патимат Шамсулаевна.

Широко освещая ход августовской войны районная газета «Дружба», руководимая ансалтинцем, своими статьями поднимала военно-патриотический дух населения района и ополченцев.

После « зачистки» в село начали возвращаться жители. Со слезами на глазах смотрели они на остатки села. Село было почти полностью разрушено и сожжено. В селе не было возможности перезимовать. Поэтому большинство жителей села были вынуждены провести первый год после войны в разных районах республики.

В селе, на полях, в лесу, на пастбищах и сенокосах жители села и скот наталкивались на сюрпризы войны: не разорвавшиеся бомбы, снаряды, мины, патроны. На них подрывались жители села и скот. От них погибли Магомедов Магомед Гавсулаевич и Тагиров Магомед.

Получив от государства компенсацию за материальный ущерб, жители села начали восстанавливать свои дома. Часть жителей села выехали за пределы района. Жители старой части села не стали восстанавливать свои дома. Это было просто невозможно. За короткий период в селе построили новое типовое здание школы. Школе присвоено имя Героя России Нурахмаева Хаджимурада Асхабовича. Были возведены новые здания для сельской администрации, фельдшерско-акушерского пункта, федеральной почты, узла связи, поселкового отделения милиции, джума-мечети. Были восстановлены все четыре авальных мечети. Как страшное напоминание об ужасах войны перед взорами односельчан и приезжих стоят руины старого села. 

http://mfcrd.ru/
http://05.mchs.gov.ru/
http://dagproc.ru/
http://kremlin.ru/
http://www.duma.gov.ru/
http://president.e-dag.ru/
http://www.e-dag.ru/
https://www.gosuslugi.ru/
http://www.takzdorovo.ru/
http://god-kino2016.ru/
http://www.culture.ru/
http://волонтёрыпобеды.рф/
https://pamyat-naroda.ru/
https://rosreestr.ru/site/
https://рдш.рф/
http://histrf.ru/
http://cppdagrf.ru/